Старший Брат Краткости (stabrk) wrote,
Старший Брат Краткости
stabrk

Categories:

Метро победившего индивидуализма, или Почему в метро нужно ходить строем


          Москва. Метро. Час пик.
          «Человеческие пробки» перед эскалаторами возникают утром в основном при спуске в метро (народ идёт на работу), а вечером при выходе из него (люди возвращаются домой). «Срединный вариант» заторы возникают и утром, и вечером в местах перехода с одной линии на другую.
          Эскалаторов, как правило,  д в а:  один на спуск, другой на подъём. На крупных станциях и узлах пересадок эскалаторов  т р и — в зависимости от направления основного пассажиропотока два из них работают на спуск или подъём, а третий, соответственно, в обратном направлении. (Например, с утра, до демонстраций на Первое мая центральные станции будут работать двумя эскалаторами на подъём пассажиров, а после демонстрации на спуск.)
          Современные реалии: третий эскалатор, как правило, не работает и находится в починке. Как только его пустят, останавливают и начинают ремонтировать другой. И так по замкнуто-порочному кругу.
          На платформе, внизу эскалатора стоит будка дежурного, который наблюдает за пропускной способностью: за наполняемостью эскалаторов и за поведением людей на них. В случае необходимости, например, при падении человека или при зацеплении колеса сумки-тележки за гребёнку, дежурный останавливает эскалатор. Также именно дежурный при изменении основного пассажиропотока переключает направление третьего эскалатора на обратный или же вообще на время отключает его.
          
          Вечером на загруженных направлениях типичной становится картина, когда дежурный через громкоговорители увещает сгрудившихся пассажиров, желающих подняться к выходу, не создавать пробок и на эскалаторе «стоять справа, проходить слева». Действительно, ширина движущейся лестницы рассчитана только на двух человек. В правилах метрополитена так и записано, что правая (по ходу движения эскалатора) сторона предназначена для пассажиров, стоящих неподвижно, а левая используется для свободного прохода в свободной стране. Очевидно, что призывы дежурной к пассажирам направлены на то, чтобы увеличить пропускную способность эскалаторов, устранить препятствия пассажиропотоку.
          (Есть такая «московская болезнь»: как это ни странно, но именно «коренные москвичи», а не приезжие чаще всего стоят «столбиками» слева. Если такого гражданина со «столбняком» своевременно не спугнуть вправо, он надёжно заку́поривает всю левую часть, предназначенную для прохода, причём она остаётся «закрытой» для пассажиров, желающих идти, и после того, как «коренной москвич» сойдёт с движущеёся ленты потому что мешают уже другие пассажиры. Такого же рода ситуация знакома водителям, «пользующимся „услугами“» Садового кольца: при аварии на одной из полос всё кольцо может остановиться в течение всего 20 минут.)

          Не сразу становится очевидным, но все потуги дежурных увеличить пропускную способность эскалаторов за счёт организации правильного поведения пассажиров на них, в современных условиях тщетны и бесперспективны. И вот почему.

          Прямо перед первой ступенькой идущего вверх эскалатора образуется плотная толпа, порою начинающаяся за несколько десятов метров до эскалатора. Самое поразительное, что это типичная очередь1. Это говорит о том, что эскалаторы со своей работой вполне справляются, и при правильной организации пользования пассажирами эскалаторами пробок быть вообще не должно. Вот и старается дежурная «рассосать» толпу, призывая проходить по левой стороне эскалатора. Логика проста: идущий перемещается быстрее стоящего ведь это видно даже невооружённому зрячему. А значит, чем больше пассажиров будет идти, тем больше будет пропускная способность у эскалатора. А вот вовсе и не значит.

          1Типичная в том смысле, что такое скопление людей не возрастает, но и не уменьшается, несмотря на то, что каждые 1—2 минуты в вестибюль станции из прибывающих метропоездов выходят десятки, а то и сотни новых пассажиров.

          Для начала представим себе ситуацию, когда два человека одновременно ступили на эскалатор, только один встал справа, а другой пошёл с левой стороны. В результате «тот, что справа»2 приедет наверх позже, чем «тот, что слева». Таким образом, идущий слева находится на эскалаторе меньше времени, чем стоящий справа. Но это отнюдь не означает, что эскалатор идущего пассажира поднимает (или спускает) быстрее, чем стоящего эскалатор с какой скоростью двигался, с такой же и движется. Идущий за счёт своего движения по ходу эскалатора лишь уменьшает время нахождения на нём.

          2Из «Песни о госпитале» (1964 г.) В. С. Высоцкого.

          Теперь представим картинку: мы не видим эскалатора (он «закрыт ладошкой»), не видим, что на нём происходит, но зато видим пассажиров, идущих до и после эскалатора. Для наглядности пусть пассажиры движутся строго двумя рядами (правый ряд он стоит на эскалаторе, а левый идёт). Если усилить впечатление: эскалатор «вырезать», а места входа на эскалатор и схода с него «склеить», мы увидим два строгих ряда пассажиров, идущих без всякого замешательства. Таким образом, если не видеть эскалатора, никак нельзя определить, по какой стороне люди поднимаются, а с какой стороны всё время стояли неподвижно, ведь после схода с эскалатора их «пешеходные» скорости такие же, как и до подъёма/спуска.
          Поскольку картинка очень наглядна, можно сразу приступить к формулированию выводов.


          ВЫВОДЫ

          1. Эскалатор  н е  д о л ж е н  служить препятствием. Нужно, чтобы впереди идущий пассажир не сбавлял скорость своего перемещения, когда становился неподвижно на движущуюся ленту эскалатора. В противном случае на площадке перед входом на эскалатор до бесконечности будет расти толпа-очередь, для рассредоточения которой понадобятся дополнительные (например, пуск ещё одного эскалатора), а то и специальные меры типа просьбы к пассажирам брать друг друга на закорки, как бы уменьшив тем самым свою численность в два раза. То есть скорость эскалатора должна быть больше, чем скорость пешехода (идущего пассажира). (Естественно, речь идёт о «среднем», то есть составляющим основою массу пассажире метрополитена. Вопрос безопасности при переходе на движущиеся ступени эскалатора при этом сейчас не рассматривается.) Наблюдения это подтверждают: при подъёме или спуске стоящий на эскалаторе пассажир в подавляющем большинстве случае движется быстрее, чем идущий в привычном темпе и в ту же сторону по соседнему, но неподвижному эскалатору другой пассажир.

          2. Эскалатор  м о ж е т  перевозить больше пассажиров за счёт правильной организации их движения. Понятно, что эскалатор не может перевести больше людей, чем на него взойдёт. Аналогично, эскалатор не может перевести больше людей, чем с него сойдёт. Чем больше скорость тех, кто взошёл на эскалатор и продолжает по нему идти, тем больше пассажиров перевезёт эскалатор. Таким образом, эскалатор может транспортировать больше пассажиров только в том случае, если пассажиры, проходящие слева, движутся  б ы с т р е е  тех пассажиров, что неподвижно стоят справа, КАК ДО, ТАК И ПОСЛЕ эскалатора. (То есть идущие слева должны быстро и равномерно идти до, во время и после эскалатора.) Это можно сравнить с полосами на автостраде: чем ближе полоса к центру дороги, тем быстрее на ней скорость: ускорение автомобиля на коротких участках, например, лишь в тоннеле или на эстакаде никакого выигрыша не даёт (кроме того, что меньше времени находиться в душном тоннеле или на разрушаемом землетрясением висячем мосту.) Теперь становится понятным, что, если у входа на эскалатор собралась толпа (образовалась пробка), то никакого значения не имеет, проходят ли пассажиры слева или, как и «правые», стоят истуканами. Не имеет значения в этом случае и то, с какой скоростью «левые» поднимаются: летят, как мухи, или лениво перебирают мослами. Потому что на левую («пешеходную») дорожку попадают не только те, кто «правильно» идёт (то есть вообще всегда и везде быстрее, чем основная «правосторонняя» масса), а в большинстве своём «обычные „правосторонние“ пешеходы». Выходит, те, кто «неправильно» идут по эскалатору, лишь уменьшают время своего пребывания на нём (а значит, и в метро), но никак не способствуют большей пропускной способности эскалатора. Можно сказать, индивидуализм победил и здесь.


          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Так что же делать, если пассажиропоток уменьшить нельзя, а пробки у эскалаторов создавать нежелательно, так как это чревато заторами, травмами и авариями? Выход из этой ситуации, как кажется, только один (кто умеет считать, для того два): либо прививать гражданам культуру пользования метрополитеном3 (что в силу ряда обстоятельных причин в современной Москве, скорее всего, невозможно граждане не колируются), либо изменить систему эскалаторов4.

          3Разделение на правый и левый «ряды» должно начинаться задолго до эскалатора и его следует сохранять на эскалаторе и некоторое время после него. Не должно быть заторов.
          4Об эскалаторах нового типа, о конструкции старых эскалаторов, о причинах и необходимости модернизации принципов всего «эскалационного хозяйства» и путях её осуществления написано в статье Артемия Андреевича Лебедева (более известного как дизайнера Артемия Лебедева) «Создание эскалаторов нового поколения рациональный путь повышения пропускной способности станций метрополитенов», размещённой в его интернет-проекте «Московское метро»: http://www.metro.ru/analytics/escalator. Там осмыслены и включены материалы из нескольких источников, которых, что ценно, в большинстве своём нет в свободном доступе в интернете [например, статья Юрия Владимировича Киреева и Виктора Константиновича Христича «Эскалаторные тоннели: резервы увеличения пропускной способности» в журнале «Подъёмно-транспортное оборудование», № 1—2 (54—55) и № 3 (56)]. В. К. Христенко доктор технических наук, директор санкт-петербургской компании «Конструктор», занимающейся, в частности, разработкой конструкции эскалаторов. ООО «Конструктор» на сайте «Размышления о питерском метро» помогает вести (небольшую пока) рубрику «Эскалаторы» там можно прочитать некоторые дополнительные материалы по этой теме.


          ПРОЧЕЕ

          MosMetro.ru официальный сайт Московского метрополитена.
          MetroStroy.ru — официальный сайт «Мосметростроя». А это «неофициальный сайт» несуществующего «Росметростроя»: RosMetroStroy.ru.
          Cartoon.metro.ru сайт В. Г. Зимина «Железнодорожная карикатура». Как явствует из названия, сайт посвящён карикатуре на железную дорогу, в том числе и на метрополитен.

          Кстати, на слух не с первого раза очевидно, что слова «эскалатор» (подъёмник) и «эскалация» (повышение; например, «эскалация напряжённости», «эскалация конфликта») однокоренные. Скорее всего, это происходит потому, что они слишком уж различны по семантике.


          P. S.

          Если в метро только «правши», то никакое их хождение по движущемуся эскалатору не увеличит его пропускную способность. Кстати, это, наверное, была бы замечательная задачка о минимальном соотношении «правильных» (=быстрых) «ходоков» и «правосторонних то́рмозов», при котором для увеличения пропускной способности было бы выгодным держать левую сторону эскалатора не занятой в ожидании «ходоков».



          P. P. S.

          Дополнение к этой заметке заметка от 08.08.2006 г. «Метро неграмотного индивидуализма ведёт к грамотно регулируемому коллективизму»:
          «
          Кроме сделанного в заметке вывода о том, что (1) при «групповой толчее» на входе эскалатора те пассажиры, что поднимаются по эскалатору слева, нисколько не увеличивают его пропускной способности, можно указать и на обратную сторону этого не совсем очевидного процесса (2) для увеличения пропускной способности эскалатора при «групповой толчее» на его входе, нужно, наоборот, ЗАПРЕТИТЬ идти слева, а строить всех, как и справа, неподвижно. В заметке было только сказано, что «те, кто „неправильно“ идут по эскалатору, лишь уменьшают время своего пребывания на нём (а значит, и в метро), но никак не способствуют большей пропускной способности эскалатора». Теперь же выделим ещё и такой аспект эти «неправильно идущие» (то есть которые идут по эскалатору, но не движутся до и после него с большей скоростью, чем все остальные пассажиры), как оказывается, не только не увеличивают пропускной способности эскалатора, но даже, наоборот, ещё и снижают эту очень нужную «способность».
          Как так получается?
          А вот как. (Просто-напросто сравним количество пассажиров, перевозимых одним эскалатором «справа» и «слева» в единицу времени.) Потому что люди стоят (справа) на движущемся эскалаторе в 2—3 раза компактней, ибо занимают фактически каждую ступеньку, а при подъёме (слева) по эскалатору люди оставляют до следующего, впередиидущего пассажира как минимум 1—2 пустые ступени. Если фотографически, стоп-кадром запечатлеть эскалатор в определённый момент времени, то будет наглядно глазовидно, что количество пассажиров, стоящих справа (то есть тех, которые неподвижны и которых мерно и неумолимо несут драконовы шипы гребня эскалатора), в те самые 2—3 раза больше, чем суетливо якобы спешащих слева. Те, кто проходят по эскалатору слева, экономят себе пару-тройку десятоков секундиев, но снижают производительность «эскалатора в целом» на 1/4—1/3.
          Покажем сие на цифрах: если за x взять количество «правых», то «левых», если учитывать утверждение, что их в 2—3 раза меньше «правых», будет от x/3 до x/2, откуда и следуют приведённые числа, которые, например, такие для «в два раза меньше» (то есть для x/2):

(x + x/2)/(x + x) = 0,75, то бишь 75 %,


          где в числителе сколько реально поместилось на эскалаторе, а в знаменателе сколько могло бы поместиться, если бы «левые» стояли по стойке «смирно», как и «правые». Таким образом, снижение на:

100 % – 75 % = 25 %,


          то есть на 1/4, как и было указано выше.

          »



           http://stabrk.livejournal.com/23934.html URL этой заметки.
Subscribe
promo stabrk december 12, 2015 05:22 Leave a comment
Buy for 10 tokens
03.12.2015 г. я разместил заметку « Ешь апельсины, рябчиков — руками, а плов и кускус — не руками». Её интернет-Макаренко главгеру stalic'у, видать, не понравилась оценка его восторгов по поводу того, что мусульманская девочка ест кускус руками, как свинья. Чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments