Старший Брат Краткости (stabrk) wrote,
Старший Брат Краткости
stabrk

Category:

Нелитературные герои: «дети лейтенанта Шмидта» из книг о войне — лже-Таманцев и лже-«сын полка»

 

/Cross-post в сообщество «Военно-исторический www.livejournal.com» mil_history\


Белорусский писатель С. А. Трахимёнок в журнале «Сибирские огни» (№ 5, 2005 г.) опубликовал повесть «По следам Таманцева» (на сайте журнала есть полная электронная версия). В ней рассказывается, как писатель разыскивал на Дальнем Востоке человека, выведенного под фамилией Коловратов, который выдавал себя за прототип Таманцева (хотя уже давно пора уяснить, что Богомолов не писал каждого из своих героев с одного-единственного человека, это были собирательные образы, хотя и нёсшие на себе основной отпечаток одного из прототипов, подробнее в сборнике издательства «Вагриус» «Момент истины» за 2007 год). Разоблачив «самозванство» Коловратова, автор тем самым лишился захватывающего исследования, но это частично было компенсировано тем, что попутно им был найден дневник одного из членов известной диверсионной группы, которая действовала под руководством Шаповала в Белоруссии (группа принадлежала партизанскому отряду «За победу», который входил в состав партизанской бригады имени Кирова) и деятельность которой белорусский писатель уже несколько лет пытался исследовать, но пока безуспешно.

В общем, «повесть» написана настолько плохо, что её запросто можно читать по диагонали, выискивая имеющие документальную значимость эпизоды и пропуская все псевдолирические перемежения с описанием того, как автор что-то там искал, что говорил, как и какой марки пиво он пил (очевидно, эти многочисленные вставки нужны автору для того, чтобы подогреть интерес к тому «а что же там дальше?» — увы, весьма затасканный приём). Кроме всего прочего, Сергей Александрович не только «мастер остросюжетной прозы» и «сценарист», но и является правоведом (директор НИИ Академии управления при Президенте Республики Беларусь) пишет монографии типа «Безопасность государства: Методолого-правовые аспекты» (1997 г.). Есть основания полагать, что его «научные труды» имеют такую же «ценность», как и «писательское творчество». Пытался было Трахимёнок написать и что-то вроде «антикуниновских анти-„сволочей“» — повесть «Белли пуэрри» (лат. «Belli puerri» — «Дети войны»), но вряд ли она представляет какой-либо интерес, кроме, разве что, того, что основывается на документальном материале.

Наряду с этой, к сожалению, безмастерски описанной историей с лже-Таманцевым, вспоминается история с лже-«сыном полка». В конце 90-х, когда пресса захлёбывалась обвинениями всех и вся, а особенно «не давала спуску» «бездушной власти», которая «в одночасье» «забыла своих героев», а зачастую и просто глумливо тащилась от историй типа «раньше он был обеспечен и знаменит, а умер, как бомж», появилась история о якобы живом «сыне полка» — мальчике-прототипе повести В. П. Катаева. Вот несколько примеров: «Дед полка» — «Московский комсомолец» за 30.03.2001 г., «Cын полка разжалован в пасынки» — «Труд» за 30.07.2001 г., «„Не хочу умирать в этой тюрьме“» — «газета русскоязычной Америки» «Еврейский мир» за 24.08.2005 г. Вся шумиха началась, возможно, с некой статьи в газете «Известия» за 14.10.1998 г., а закончилась естественным образом в 2006 г.: «Исаак, он же Ваня… (Не стало Вани Солнцева, того самого из повести Валентина Катаева „Сын полка“)» «Труд» за 06.05.2006 г. Да-с, не многие нашли в себе ясность ума, чтобы разглядеть прохиндея появлялись редкие разоблачительные статьи (указывавшие, что их герой лишь прилежно пересказывает повесть Катаева и на ни на йоту ничего не прибавил от себя, хотя, как свидетель, вроде бы, должен был), но они тонули в общем хоре-гомоне (чем глупее мысль тем громче ор, как известно) «ветеранолюбов» и «обличителейгосударствароссийского», но в конце-концов в 2004 году документалист В. В. Балаян расставил все буквы под точками в киноисследовании «Тот самый Ваня Солнцев»: «Фильм о пожилом одессите-авантюристе, полуграмотном пьющем дедушке, создавшем в СМИ миф о том, что он и есть „тот самый“. Если бы иностранцу следовало бы объяснить смысл идиомы „Иваны, не помнящие родства“ и честно рассказать, о том, какая это трагедия, национальная катастрофа миллионы людей, которым запрещено вспоминать детство, юность, поколения предков всё своё „проклятое прошлое“, то я бы посоветовала посмотреть именно этот фильм. Если бы учёные решили узнать, как у бывших советских людей проявляется трансгенный травматизм, то я бы показала им этот честный рассказ про наше интернациональное пьянство на задворках больших городов. И это один из самых поразительных фильмов о том, чем является в нашей стране литература. Почему она больше, чем жизнь и судьба» Материал судьбы», «Культура», № 15 (7576) за 19—25.04.2007 г.). Сами же создатели фильма справедливо расценили свою 39-минутную документальную эпопею как «трагикомедию». Честно говоря, мало верится, что сегодня все в курсе о том, что «живой Ваня Солнцев» — это миф. И миф продолжает жить на могилке шутника «ни христианского креста, ни красной звезды… Только имя Ваня Солнцев» „Сын полка“ Ваня Солнцев» — «Аргументы и факты» за 22.02.2006 г.). Вот так: есть литературные псевдонимы, теперь появились и литературногеройные, почётно переходящие в могильные.

Вот как С. А. Трахимёнок, надо полагать, небезосновательно пытается объяснить причины поведения реального лже-Таманцева: «Что ему не хватало? А, наверное, и не хватало этого признания. Воевал мужик, а потом, после войны, писатели стали описывать войну не совсем так, какой она была на самом деле. Появились литературные герои, и они заслонили реальную войну и реальных участников. Вот и обиделся мужик, и чуть-чуть подправил свою биографию, дотянул её до образцов массового сознания». В случае с лже-«сыном полка», надо полагать, примешивается ещё и элементарное желание наживы («гешефта», такой вот «small business»), в особенности ближе к Дню Победы, эдакий элемент спекуляции.

К чему это всё? А к тому, что литература влияет таки на умы сначала Владимир Осипович описывал реальных героев, собирал их биографии и поступки в пучок, чтобы получилась достоверная, выпуклая литературная линза, а затем находятся люди, причём люди вполне взрослые, сложившиеся и заслуженные, им и своих наград хватало за глаза, которые хотят походить на героев литературных. Такое вот «обратное течение». Отсюда также вытекает два важных следствия. Во-первых, в нашей стране нужно срочно реанимировать героико-патриотическую литературу для юношества, потому что, когда дети, никогда не видевшие ни единой серии ни фильмов ни мультфильмов — про «человека-паука», вовсю играют в него, становится если не страшно, то уж точно не по себе. А во-вторых, регулярный, как свежая кровь, впрыск нужных книг о войне навсегда уберёт споры а-ля «А кому это всё нужно?», и А. Р. Дюкову (a_dyukov), автору пробной, первокаменной монографии (хотя он сам не то из скромности и благодушия, не то из банального патриотизма просит её таковой не считать) «За что сражались советские люди», не придётся в сотый раз повторять, что такого рода как проведённое им — исследования воспитательно необходимы в условиях шквала, как из идеологического брандспойта, наполеонообеляющей, власовской, коллаборационистской, резуновской и откровенно гитлеровско-фашистской книжной пропаганды. И пока товарищи Дюков, И. В. Пыхалов Великая оболганная война», также готовится к печати вторая часть) одиозный Ю. И. Мухин Катынский детектив», «Как уродуют историю твоей Родины»), тот же А. В. Исаев (dr_guillotin) Десять мифов второй мировой») и даже Кара-Мурза со своим «Антисоветским проектом» пытаются лишь противопоставить щит нападкам на отечественную историю войны (а долгое время было неподсильно и это), Иван Кошкин сделал одну из первых попыток контрнаступления написания полноценных художественных произведений («Когда горела броня. Наша совесть чиста!», «За нами Москва!»), т. е. занялся тем, что называют созданием контента. Так сказать, пока Алексей Валерьевич со товарищи прикрывает, Кошкин атакует :-).

Кх-м, кх-м… А, ну, стало быть, надо чем-то закругляться? Вас понял:


Конец.

Subscribe

promo stabrk december 12, 2015 05:22 Leave a comment
Buy for 10 tokens
03.12.2015 г. я разместил заметку « Ешь апельсины, рябчиков — руками, а плов и кускус — не руками». Её интернет-Макаренко главгеру stalic'у, видать, не понравилась оценка его восторгов по поводу того, что мусульманская девочка ест кускус руками, как свинья. Чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments